Блог

«Троица». История самой известной русской иконы

«Троица», ставшая для всего мира символом неповторимой русской культуры, была написана ориентировочно в первой половине XV века. Установить точное авторство такого древнего произведения крайне сложно, однако историки пришли к выводу, что эта работа принадлежит русскому иконописцу Андрею Рублеву.

Этот факт косвенно доказывает «Сказание о святых иконописцах», которое датировано XVII веком. В документе говорится, что игумен Никон попросил именно Андрея Рублева написать «Троицу» в похвалу предыдущему настоятелю Троицкого монастыря – Сергию Радонежскому.

История иконы и современное состояние

Пять столетий «Троица» находилась в Троицком соборе на территории Троице-Сергиевой лавры. После революции знаменитая икона Рублева была национализирована. Сначала ее передали в музей, открывшийся в одном из помещений бывшего монастыря, а после она попала в фонд Третьяковской галереи.

Икона уезжала из Третьяковки надолго лишь раз – в 1941 году ее эвакуировали в Новосибирск вместе с другими экспонатами. В конце 1944 года ее вернули и уже в мае 1945 года «Троица» снова предстала перед посетителями Третьяковки.

Сейчас на икону можно посмотреть только один раз в год, когда православные празднуют День Святой Троицы. Ее переносят из хранилища в храм-музей при галерее, где обеспечивают особые условия.

Церковь много раз призывала вернуть творение Рублева в лавру, однако искусствоведы настояли на том, что такое путешествие может нанести колоссальный вред иконе.

Сюжет и композиция «Троицы»

В основу сюжета иконы легла библейская история из Ветхого Завета. Однажды к Аврааму пришли три странника. Праотец понимает, что перед ним предстал сам Бог и приглашает путников отдохнуть. Во время совместной трапезы один из них предсказывает, что скоро у Авраама родится сын, который встанет во главе иудейского народа.

Большинство древних икон описывают этот сюжет подробно. Как правило, на них изображены Авраам, его жена Сарра, передается антураж действия. Но икона Рублева выглядит по-другому. Художник сконцентрировался только на трех странниках и изобразил Троицу в виде ангелов. Композиция иконы выстроена по кругу – взгляд зрителя скользит от одного ангела к другому. Так возникает чувство цельности этого круга и особого единства. Свободное место за столом символизирует приглашение тому, кто смотрит на икону – каждому найдется место рядом с Богом.

Отказавшись от множества подробностей библейского сюжета, Рублев оставил только самое главное. При этом каждая деталь его работы заключает в себе особый смысл. Например, чаша с головой тельца, которая стоит на столе, – это отсылка к жертве Христа. Сам же стол отождествляется с гробом Господним.

Особое внимание привлекают дерево, палаты и гора, которые Рублев изобразил за спинами ангелов. Согласно разным интерпретациям, дерево может символизировать не только дуб Мамврийский, под которым отдыхал Авраам, когда к нему пришли путники, но и древо жизни из райского сада. Стройные палаты – дом самого праотца или образ Божественного домостроительства. Ну а гора – это Небесное Царство.

Также существуют несколько мнений о том, кто из ангелов кого символизирует. Самая популярная трактовка гласит, что в центре иконы изображен Иисус Христос, слева – Бог Отец, а справа — Святой Дух.

Реставрация иконы

За всю свою историю «Троица» поновлялась минимум четыре раза. Первый раз в XVII веке, когда у власти был первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович. Тогда над иконой трудились придворные мастера. Также работы проводились в XVIII и XIX веке палехскими мастерами.

По словам специалистов, именно реставрации XIX века оказались самыми разрушительными  для «Троицы». Старая краска была безжалостно стерта пемзой, а поверх были нанесены новые слои. В основном пострадали одежда ангелов и фон. Святые лики сохранились лучше, поскольку реставраторы не смели их трогать.

Лишь после реставрации 1918 года шедевру Рублева удалось вернуть первозданный вид. Именно тогда искусствоведы стали уделять особое внимание иконописи. Церковные образа расчищались один за другим, и многие из них после стирания более поздних слоев краски оказывались настоящими произведениями искусства.

Очередь дошла и до «Троицы». После того как реставраторы сняли ризу, поздние записи и слой олифы, работа Рублева предстала перед ними именно такой, какой ее и задумывал великий иконописец. Под мрачными красно-коричневыми красками прятались солнечные и яркие оттенки, которые напомнили специалистам итальянские фрески первой половины XV века.

Позднее версию о влиянии итальянского искусства на работу Рублева отвергли. Искусствоведы пришли к выводу, что главным источником вдохновения для иконописца была византийская живопись. Отсюда он и почерпнул элегантные силуэты и мотив склоненных голов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *