Одним из основных видов резных форм декоративно-прикладного искусства издавна считается резьба по дереву. Дерево, собственно говоря, в какой-то мере основа, база с которой начинается обучение, и на которой мастер совершенствуется. Почему? Издревле дерево всегда находилось под рукой человека, оно было самым легким материалом для обработки и находило применение почти во всех направлениях человеческой деятельности, от обеспечения продовольствием и до обустройства быта.
На Руси резьба по дереву называлась узорочье, или вызорочье. Связано это, вероятно, с тем, что чаще всего резьба по дереву встречается в виде орнаментов, узоров. Их мы можем видеть на сохранившейся до наших времен деревянной утвари русичей, оружии, домах. Шедевры деревянного зодчества, на сегодняшний день довольно широко представлены в местах, ставшими музеями под открытым небом: Кижи, дома Астрахани, которые, кстати, до сих пор являются жилыми.
Одним из мастеров, благодаря которым резьба по дереву обогащалась новыми формами, являлся Амвросий, инок Троице-Сергиевой лавры. Он одним из первых смог соединить в своей работе элементы восточных и западных направлений резьбы, чем, разумеется, обогатил этот вид искусства. В процессе своего развития резьба по дереву впитывала в себя Европейские стили и направления. В частности готические элементы Германии, где резьба по дереву тоже была распространена, специфические травяные узоры Италии. Кроме того надо не забывать что в той же Германии, существовали, так называемые, лицевые книги, которые содержали образцы узоров присущих этой стране.
Резьба по дереву довольно часто покрывалась сусальным золотом, нередки были росписи резных композиций.
Виды резьбы по дереву. Сквозная, глухая резьба
Учитывая свою необыкновенную органичность, возможность совмещения в одном виде декоративно-прикладного искусства различных течений, резьба по дереву так и не получила более-менее строгой классификации, однако по технике выполнения ее все же подразделяют на несколько основных видов:
Резьба по дереву сквозная. Это один из самых популярных видов резьбы. Он имеет два варианта – вариант, при котором сквозные прорези делают резцами, и вариант когда элементы резьбы изготавливают из накладных деталей путем пропила – ажурная резьба. И тот и другой вариант очень интересный, однако, вариант при котором резьба по дереву осуществляется путем пропила – менее трудоемок и с его помощью удается добиться более качественной проработки дерева.
Резьба по дереву глухая. Это наиболее широко представленный своими вариантами вид резьбы. В ее основе лежит техника, при которой мастер вырезает рисунок производя углубления резцом в деревянной заготовке, в результате чего, рисунок располагается на уровень ниже основной поверхности заготовки..
Рельефная, контурная, чернолаковая, скобчатая резьба по дереву. К подвидам такой резьбы относится резьба, основанная на углублении рисунка в дерево, ее называют плосковыемчатой и рельефной. Варианты плосковыемчатой резьбы представлены следующими типами:
Резьба по дереву контурная. Она очень проста, ее название говорит само за себя. По линии рисунка, производится углубление в виде канавки, которое и образует контур рисунка.
Резьба чернолаковая. Многие из нас сталкивались с образцами таких работ. Это так вариант контурной резьбы, но делается она на поверхности, предварительно вскрытой черным лаком, благодаря чему получается контрастный, эффектный рисунок.
Резьба по дереву скобчатая. Так же очень часто встречающийся стиль резьбы. Полукруглая стамеска оставляет на дереве гладкую небольшую выемку, как будто на масло надавили ногтем. Скобчатой, такая резьба по дереву называется потому что выемки на дереве оставляют в два приема, первую наносят перпендикулярно, а вторую немного отступив, под углом по отношению к первой. Из таких скобок и формируется рисунок.
Резьба по дереву геометрическая. Геометрической или трехгранной, ее называют потому что элементы ее похожи на заглубленные в дерево геометрические фигуры, ромбы, пирамидки, соты, лучи.
Варианты рельефной резьбы, чаще всего применяемой в панно так же содержат несколько разновидностей:
Резьба по дереву плоскорельефная. Очень похожа на обычную контурную резьбу, но в данном случае края рисунка округляются, создается иллюзия подушки.
Резьба по дереву плоскорельефная в которой основной фон стесывается. В результате чего сам рисунок, оказывается на уровень выше деревянной заготовки.
Резьба по дереву «Татьянка». Вероятно самый молодой, но при этом самый красивый и трудоемкий вид резьбы. У «Татьянки» обычно нет фона, весь резной рисунок, похож на модель живого мира, к примеру, лежащие на земле опавшие листья, птица, взлетающая с них, все полностью выточено из дерева.
Резьба по дереву Кудринская. Здесь, как правило, преобладают орнаменты с растительной тематикой, вьющимися завитками цветов.
Резьба по дереву скульптурная. Опять-таки, как говорит название, основу этого направления составляют скульптурные композиции. Также как и Татьянка, очень сложный вид резьбы, требующий навыка изображения натуры с соблюдением параметров и перспективы.
Резьба по дереву домовая. Это как раз тот самый, вид, элементы которого сделали Астрахань музеем. К сожалению, отток людей в города, который наблюдался в течение длительного времени, приостановил развитие этого интересного вида резьбы, однако в настоящий момент у домовой резьбы по дереву есть шансы на возрождение, благодаря растущим малоэтажным застройкам и той популярности, которую вновь начала приобретать деревянное строительство.
Таким образом, как вид декоративно-прикладного искусства, резьба по дереву имеет очень значительный арсенал, который при умелом использовании может создать совершенно неповторимую атмосферу как в городских квартирах (резная мебель, входные бронированные и межкомнатные двери, подоконники, окна, кухонные принадлежности), так и в частных домах и коттеджах с приусадебными участками.